Жилье для настоящих мужчин
На небольшой площадке в хуторе Петровском была создана музейная экспозиция с элементами казачьей станицы XVI–XVII веков, окруженной частоколом, с дозорными башнями и входными воротами, над которыми расположена караульная площадка. В центре – майдан для казачьих кругов, по периметру которого расположились станичная изба, где находилось правление городка, и часовня – непременный атрибут казачьего поселения. Кроме того, на территории городка были воссозданы первые жилища казаков – землянки и полуземлянки.
Временные рамки проекта были выбраны неслучайно, поскольку на протяжении нескольких лет сотрудники Урюпинского историко-краеведческого музея ведут историко-культурные изыскания для изучения хоперского казачества этого периода.

В результате были выявлены все казачьи поселения, в том числе и Левыкинское, расположенные на территории современного Урюпинского района, которые упоминались в архивных документах 1698 года. Реализация проекта позволила превратить замусоренный берег реки в культурно-познавательный объект областного масштаба.
Первое, что мы видим, подходя к воссозданному городку, – это и в самом деле ограда, окружившая его со всех сторон. Это его оборонительный периметр, предназначенный для защиты от вражеских набегов. Проходим за ограду и обнаруживаем вход в землянку, довольно низко расположенный.

– Это один из вариантов жилища казаков того времени, – поясняет научный сотрудник Урюпинского историко-краеведческого музея Николай Апаршин. – В нем в суровых, стесненных условиях жили в то время мужчины.
Как выглядит это жилище? Как большая яма, выкопанная в земле. По сторонам – опорные столбы, сверху землянка покрыта камышом. Топилась такая «яма» по‑черному – дым от очага уходил прямо через камышовую крышу. Словом, жилище, прямо скажем, неказистое. Единственное его преимущество – не жалко бросить в случае опасности и легко возвести на новом месте.

Неподалеку – другая землянка. Это уже вариант семейного казачьего жилья. В ней есть люлька для младенцев – казачья зыбка. Когда детишки подрастали, они перебирались на верхние полати, а родители спали внизу.
– Однако в XVII веке семейные казаки встречались нечасто, – рассказывает Николай Апаршин. – Казак в любой момент должен быть готов сняться с места, семья была помехой.
Рядом с жилищем казака стоит плоскодонная лодка-долбленка, в былые времена казаки называли их «каюк».
– Эта лодка была специально изготовлена для нашего музея местными казаками, – поясняет Николай. – По сути, это ствол дерева, из которого выдолблена сердцевина. Вплоть до сравнительно недавнего времени некоторые из местных казаков ходили на таких вот довольно неустойчивых суденышках по Хопру.

«В куль и в воду!»
Посреди Левыкинского городка – обширное свободное пространство. У казаков оно именовалось майданом. Здесь они собирались для принятия самых важных решений. К примеру, идти им в поход или нет? И если да, то какими силами? Здесь, на майдане, принимались и решения о наказаниях для провинившихся казаков. Например, виновного заключали в колодки, которые тоже есть в Левыкинском городке, и он стоял в них под палящим солнцем. По словам нашего экскурсовода, так наказывали за относительно легкие правонарушения.
А вот за проступки более серьезные наказание у казаков было другое, гораздо более жестокое. Оно именовалось «в куль и в воду!». По сути дела, это было утопление преступника. Казаку связывали руки, сажали его в мешок, в который для тяжести добавляли песок или камни, и бросали в речную стремнину. К такой казни приговаривали и казачек, изменивших своим мужьям.

Правда, у приговоренного к подобной казни оставался крошечный шанс на спасение – если ему или ей удавалось выбраться из мешка, повторно уже не казнили, ведь такова Божья воля! Правда, спасшегося навсегда изгоняли из городка.
Символ атаманской власти
Далее видим станичную избу. Это своеобразная казачья хата – чисто побеленный дом, покрытый сверху камышом. Вокруг него – дубовые столбы, вкопанные в землю. На них опирается плетень, обмазанный глиной.Такое помещение, как рассказал нам Николай, играло у казаков роль не жилого помещения, а как бы здания администрации. Это была резиденция атамана, при котором всегда находился писарь, писавший прошения, в том числе и на высочайшее имя.

Здесь же, в станичной избе, можно увидеть образцы казачьего оружия той исторической эпохи. Вот, например, бердыш. Для казака он играл роль и копья, и топора, и также был подставкой под пищаль, чтобы метко стрелять из нее. Кстати, весила пищаль примерно 10 килограммов, и стрелять из нее с руки было довольно тяжело.
А вот насека – символ атаманской власти у казаков. Она могла быть лишь у атамана, главы казачьего поселения. У войскового атамана к насеке добавлялась также булава в качестве символа власти.

От станичной избы переходим к часовне. Это высокое сооружение, его видно издалека. Как и станичная изба, часовня в казачьем городке была свидетельством того, что он окреп, разросся, что казаки в таком городке уже не боятся врагов. Созданием своей часовни они как бы бросали им вызов.

– Для того чтобы возвести подобную часовню, необходимы были немалые средства, – рассказывает Николай. – Нужны были и мастера – специалисты по строительству таких сооружений. Их требовалось приглашать издалека, со стороны. Однако места здесь были опасные, ехать сюда соглашался далеко не каждый, разве что за большую плату. Практически не было в то время на Дону и Хопре и православных священников. По этой причине церковную службу в казачьих городках вели уважаемые члены общества.
Кузнец, гончар, ткачиха…
Близ ограждения Левыкинского городка установлена летняя казачья кухня, или печь-летница, как ее называли казаки. В хате такую кухню размещать нельзя – крыша ее покрыта камышом, от любой искры может вспыхнуть. Да и жарко летом было бы в хате от этой печи. Поэтому летние кухни казаки ставили обычно в стороне от основных своих строений.

Непременный атрибут казачьего городка былых времен – это, конечно, кузница. Кузница в Левыкинском казачьем городке находится в рабочем состоянии – здесь можно хоть сейчас лошадь подковать!
Кроме кузницы, очень желательно иметь в казачьем городке и гончарную мастерскую. В Левыкинском казачьем городке есть два гончарных круга. Один из них – архаичный, его гончар вращал руками. Более современный круг гончар вращал ногой, а руки у него оставались свободны для другой работы. Рядышком можно увидеть макет старинного казачьего ткацкого станка.

На этом наша экскурсия по Левыкинскому городку закончилась, и настало время возвращаться в XXI век, в город Урюпинск. А потом – и в Волгоград.