Волгоградская область, 31 августа 2023 / «Волга-Медиа.ру»/.
Не требуйте и не мешайте
– В первую очередь, родителям нужно самим заранее узнать как можно больше о новой школе, – советует детский психолог Анастасия Гукова. – Познакомьтесь с преподавательским составом, с самой школой, правилами, принятыми в ней. Если у ребенка есть какие‑либо особенности поведения (стеснительный и тихий или, наоборот, очень активный и неусидчивый), поговорите об этом с будущим классным руководителем. Оцените свои ощущения – как вам школа, люди. И, конечно, необходимо проговорить с ребенком все возможные опасения по поводу школы и составить план действий на случай, если что‑то действительно пойдет не так.
Выясните, какое у него настроение, переживает ли он, чего бы ему хотелось на новом месте, чего он боится.
Хорошо, если вы вместе с ним сходите заранее посмотреть на школу, пройдетесь по коридорам и классам, заглянете в столовую и библиотеку. Больше всего детей пугает неизвестность, а такая экскурсия поможет понять, что в этой новой школе не хуже (а может, и лучше), чем в прежней. Это очень хорошая практика, которая в том числе даст вам почву для разговоров с ребенком.
Перед началом учебного года будущий ученик может познакомиться с одноклассниками по интернету и узнать об их интересах, выявить формального и неформального лидеров, которые помогут ребенку встроиться в коллектив. Можно выходить гулять на площадки рядом с новой школой. Это хорошая возможность подружиться с детьми, которые там учатся.
Таким образом вы оцените обстановку и подготовитесь к возможным сложностям.
Например, каждый родитель может трезво оценить социализированность и коммуникативные навыки ребенка: насколько он общителен и активен, стеснительный ли он, инициативный или нет, легко ли в целом идет на контакт в новой компании, расстраивается, оставаясь в одиночестве, или нет, может ли развлечь себя самостоятельно.
– Если ребенок в целом легко идет на контакт и вы видите, что со временем он спокойно вливается в новые группы (это можно проследить на игровых площадках, в садике, в гостях и т. д.), я бы сказала, что главное здесь – не мешать, – говорит специалист.
– Если же вы замечаете, что ребенку часто сложно, он застенчивый, тихий и робкий и некомфортно себя ощущает в новом месте – не требуйте от него многого. Дети, как и взрослые, существа социальные и адаптивные. Даже самый тихий ребенок сможет нащупать «свое» место в новом коллективе. Наша задача в таком случае разговаривать с ним, внимательно слушать и выявлять проблемные места.
Три хорошие новости
Еще один распространенный страх ребенка – что никто не будет с ним дружить, особенно если это новый класс.
– Сложнее всего переход ребенку дается в 7‑8-м классе, – считает детский психолог Светлана Краснова. – В этом возрасте у детей, как правило, наступает подростковый кризис, в школьных коллективах формируются обособленные группы, есть свои «звезды». Мамам и папам детей важно и самим влиться в родительский коллектив, а также наладить контакт с классным руководителем. Можно заранее позвонить в школу, написать педагогу письмо по электронной почте или поговорить с учителем у входа в класс. Как правило, учителя знают, как успокоить тревожного ученика.
Еще специалист советует взять за привычку регулярно просить ребенка рассказать о трех хороших вещах, которые произошли с ним за день. Постепенно будет меняться и впечатление о новой школе, если ребенок станет замечать, что во время школьного дня происходит что‑то радостное.
Спокойствие и стабильность
Часто случается так, что при переходе в новую школу ученики теряются и от стресса у них может упасть успеваемость. Кроме того, в разных школах разные нагрузки, это тоже может повлиять на оценки. Что в этом случае делать родителям?
– Если вы замечаете, что ребенку трудно – не давите, а обсудите, что не так, – советует Анастасия Гукова. – Может быть, есть смысл на время нанять репетитора с конкретной целью, может быть, хватит и вашей помощи. А может быть, ребенок все знает, но специально «проваливает» определенные моменты в учебе, чтобы обратить ваше внимание на это.
Также эксперт отмечает, что на ребенка положительно может повлиять наличие конкретных правил, которые сформируют чувство стабильности. Благодаря этому у ребенка можно будет увидеть спокойствие и отдачу. Если этого не наблюдается, стоит обратиться за помощью к специалисту.
– Первые три месяца адаптации родителям следует быть в активном контакте с классным руководителем, ребенком и школьным психологом. Мама и папа могут выполнять задания вместе с ребенком, повторять вместе материал. Важно сделать так, чтобы ребенок был заинтересован. Например, можно сказать: «А что вы проходите по истории? О, а нам такое не говорили. Расскажешь мне?» Можно обратиться за помощью к одноклассникам. Ведь когда объясняют сверстники, то подростку легче их понять.
Кроме того, школьника следует записать на дополнительные занятия и факультативы. Это поспособствует дополнительной социализации ребенка.