В Общественной палате рассмотрели проект 3-й очереди моста через Волгу

Общественная палата России сегодня стала площадкой для онлайн-обсуждения экологических аспектов строительства новой трассы в Волго-Ахтубинской пойме, которая свяжет два готовых объекта.

Волгоградская область, 15 апреля / «Волга-Медиа.ру» /.

Новая трасса – вопрос безопасности людей

Модератором обсуждения стала глава профильной комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина. Члены федеральной палаты в режиме онлайн пообщались с жителями Среднеахтубинского района и узнали их мнение о строительстве скоростной автотрассы в рамках третьей очереди строительства масштабного мостового комплекса через Волгу и Ахтубу.

Собственно, именно эта дорога соединит два уже готовых моста через эти реки. Ее длина составит более 14 км, магистраль также пройдет по двум мостам через ерики, отдельно будет построена крупная развязка у съезда в поселок Лебяжья Поляна.

В результате удастся перенаправить плотный транзитный трафик автотранспорта от заволжских поселков Госпитомник, Маслово, Третий Решающий, Бурковский и других населенных пунктов. Для местных жителей это позволит решить целый клубок экологических и социальных проблем.

Селяне давно жалуются на многочасовые пробки, ДТП, загазованность, шум. Здесь ежегодно растет дорожный травматизм.

– На участке от города Краснослободска до Средней Ахтубы в 2020 году произошло 19 дорожно-транспортных происшествий, погибли три человека, получили ранения 26 человек. А в 2021 году произошло четыре ДТП, в которых один человек погиб и пять получили ранения разной степени тяжести, – сообщил Евгений Плеско, начальник ОГИБДД по Среднеахтубинскому району. – При этом особую тревогу вызывает факт детского травматизма. Местом особой концентрации ДТП стал хутор Госпитомник.

Новая дорога уведет транспорт от жилья, что сделает обстановку более безопасной и комфортной.

Эксперты развенчали миф о «реликтовых» дубах

Напомним, проект строительства третьего пускового комплекса прошел все проверки и получил положительное заключение государственной экспертизы, в том числе экологическое заключение. Однако в Общественную палату России обратились волгоградские экоактивисты, которые выразили опасение, что новая автомагистраль уничтожит заповедную территорию Волго-Ахтубинской поймы.

– Наша цель – услышать все мнения. Мы понимаем, что нужен баланс интересов: позаботиться о благополучии жителей и не навредить природе, – подчеркнула Елена Шаройкина.

Обсуждение сегодня длилось более трех часов. Прямое включение из Москвы было также в зале Волгоградской облдумы, где собрались члены Экосовета при регпарламенте. Они рассказали о многолетней работе над проектом строительства третьей очереди мостового объекта, о тщательном отборе вариантов проектирования трассы между мостовыми переходами.

Один из них – прокладка магистрали по левому берегу ерика Верблюд со сплошной вырубкой лесного массива – тогда был забракован. Отклонил Экосовет и вариант строительства по правому берегу ерика, также с массированной вырубкой деревьев.

– В нынешнем утвержденном проекте учтены недостатки всех предыдущих вариантов. Важно, что пересечение новой дороги с ериками не задевает водоохранные зоны, – подчеркнул Сергей Яковлев, главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод».

В результате экологический ущерб пойме будет минимальным, считают специалисты. Важно, что вырубки деревьев компенсируют новыми насаждениями, сообщил Константин Кулик, главный научный сотрудник федерального научного центра агроэкологии Российской академии наук, академик РАН:

– Вот говорят, что при строительстве пострадают реликтовые дубы, которые находятся в пойме и являются памятниками природы. Однако термин «реликтовый» подразумевает тысячелетние нетронутые человеком леса, появившиеся в доисторическую эпоху. Между тем дубовые леса в нашей пойме – остатки естественных насаждений, превращенных в парковые. Это дубы сравнительно молодые – порослевые либо семенного происхождения. Дубов старше ста лет на территории поймы от силы десяток, а самый старый, являющийся памятником природы, находится в Астраханской области.

Знания и опыт волгоградских лесников позволят восстановить дубравы в пойме в гораздо большем количестве, отметил Кулик. Утвержденный проект предусматривает высадку 394 749 штук различных зеленых насаждений, включая дубы. Причем уже началась подготовка районированных саженцев с закрытой корневой системой, которые смогут легко адаптироваться к почве.

«Пора строить!»

Председатель Экосовета при Волгоградской облдуме Ирина Соловьева напомнила, что эксперты не раз выезжали на место и общались с жителями пойменных поселков.

– Эта работа не кабинетная. Мы на выездах обсуждали со специалистами все детали, любой неравнодушный гражданин мог включиться, – отметила Соловьева. – Даже в условиях пандемии у нас прошло большое количество встреч по этому вопросу. Жители высказали ряд конструктивных предложений – в частности, о праве на общественный контроль за лесовосстановительными работами. Скорейшее, без промедлений, начало строительства третьей очереди мостового перехода – это желание множества жителей не только Среднеахтубинского района, но и Волгограда и Волжского.   

Действительно, новая автомагистраль существенно облегчит проезд между двумя крупными городами – этого давно и с нетерпением ждут автомобилисты. Владимир Тешин из хутора Лебяжья Поляна заявил, что подавляющее большинство его земляков согласны с утвержденным проектом строительства:

– У нас все «за», экологическая сторона проекта нас устраивает. Сейчас рядом с нашими домами гораздо больше выхлопов!  

Житель Среднеахтубинского района Николай Дружков по итогам онлайн-заседания также заявил: «Пора строить!»

– Мои земляки высказались однозначно, и я лишь могу повторить: начинать строительство надо немедленно, не откладывая.

Юлия Гречухина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.