Эксперты выбрали экологичный проект III мостового перехода через Волгу

Экологический совет Волгоградской областной думы одобрил план строительства крупной магистрали в Среднеахтубинском районе, которая частично пройдёт по Волго-Ахтубинской пойме. Из четырёх представленных транспортных объектов выбрали тот, при котором негативное влияние на заповедную зону будет минимальным, а компенсирующие посадки в 15 раз превысят объем вырубки.

Волгоград, 22 сентября / «Волга-Медиа.ру» /.

Общее решение

В Волгоградской области подходит к завершению реализация третьего этапа стратегического для региона и всего юга России инфраструктурного сооружения. Комплекс мостового перехода через Волгу – это четыре объекта, поясняет «Волгоградская правда.ру». Первый – мост через Волгу был построен еще в 2009, летом 2020-го сдали в эксплуатацию второй – мост через реку Ахтубу.

Следующий этап предполагает возведение 4,5-километровой автомобильной магистрали, которая соединит мосты. Масштабные работы разобьют на две части: сначала построят дорогу, соединяющую мост через реку Ахтуба с хутором Лебяжья Поляна, затем – дорогу от моста через Волгу до этого же населенного пункта с другой стороны.

Проект получил положительные заключения экологов и Федерального агентства лесного хозяйства, сейчас объявлен тендер.

В Волгоградской области очень аккуратно подошли к проекту, хоть имеющему не только высокую экономическую, социальную, но и экологическую значимость.

Дело в том, что автострада пройдет по территории Волго-Ахтубинской поймы, реабилитацией которой в последние годы занимаются на федеральном уровне. Именно поэтому проект строительства дороги вынесли на широкое обсуждение, подключив к нему ученых, общественников, представителей власти и контролирующих структур, а также жителей Среднеахтубинского района. Все они вошли в рабочую группу, созданную Экосоветом, и 22 сентября выбрали оптимальный проект.

Все члены рабочей группы признали необходимость строительства мостового перехода. Ведь существующая дорога Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба уже давно не справляется с нагрузками. Ежедневно по ней проезжает в пять раз больше машин, чем положено по пропускной способности, то есть 30 тысяч. Это критическое превышение нормы негативно сказывается не только на состоянии воздуха, но и на самих участниках дорожного движения. В Госавтоинспекции признают объект неблагоприятным по аварийности.

– Только за истекший период 2020 года здесь произошло 11 происшествий, в которых три человека погибли, 13 получили ранения (за два года на магистрали пострадали 109 человек, десять – погибли – прим. ред.). Особую тревогу вызывает факт детского травматизма. Количество аварий растет с каждым годом, – сказал начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД РФ по Волгограду Марк Соркин.

Местные власти исчерпали все меры по предотвращению аварийности. Новая модернизированная дорога должна поправить ситуацию.

Экология превыше всего

Построить дорогу в пойме планировали с девяностых годов. С тех времён в «наследство» остался проект, предполагающий возведение автострады по существующей дороге. Но, как оказалось, он противоречит современному законодательству – запрещено создавать подобные трассы около населенных пунктов. В числе его минусов был перенос большого объема коммуникаций и вырубка 16 тысяч деревьев. От этого проекта отказались сразу.

Два других оказались «кровожадными», ведь предусматривали снос существующих баз отдыха, а также создавали бы болезненное для экосистемы пересечение ериков под острыми углами. Также потребовалось бы уничтожить свыше 30 тысяч деревьев. Таким образом, ни один из этих проектов не подходил, потому что предполагал высокий уровень ущерба экологии.

Эксперты, инженеры и местные жители остановились на варианте строительства дороги, который главным приоритетом ставит баланс создания комфортных условий для развития населенных пунктов и сохранения экосистемы природного парка. Он также, как и предыдущие предполагает снос деревьев, но гораздо меньшее их количество.

Представитель проектной организации Юрий Ершов заявил, что их будет менее 15 тысяч, взамен которых посадят 235 тысяч новых саженцев. Все они адаптированы под местный климат, а значит, проблем с приживаемостью не будет. При этом важно, что сажать деревья будут не после строительства дороги, а во время работ, то есть дорога и лес будут расти в унисон.

– Соотношение потерь от общего запаса лесного фонда в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» составляет всего 0,2 процента, – уточнил заместитель председателя областного комитета природных ресурсов и экологии Александр Кузенко. – Мы уже определили территории, где будет идти компенсационная посадка, стартует она в 2022 году.

Сохранят и лес, и рыбу

Эксперты, изучившие территории под вырубку, также пришли к выводу, что под снос пойдут пожилые и преимущественно больные деревья. Ежегодные санитарные вырубки здесь, кстати, во много раз превышают эти объемы.

А компенсационные насаждения не только позволят сохранить, но даже в несколько раз превысить лесной массив поймы. Фактически они спасут ее, ведь сегодня состояние деревьев в заповедной зоне далеко от идеального, многие – поражены вредителями.

– Пойменные насаждения очень ослаблены, поражены гнилью, – пояснил заместитель директора филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Волгоградской области» Александр Олейников. – Мы проводим госмониторинг, обследуем леса и ведем надзор за очагами вредителей. В 2019 году лесопатологи рекомендовали удалить 28 гектаров. Это в разы больше, чем будет снесено при строительстве дороги.

Таким образом, благодаря осуществлению транспортного проекта в пойме будет предпринята попытка оздоровления леса.

– Нынешнее поколение дубрав с большим трудом можно назвать реликтовыми, – добавил главный научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт», академик Константин Кулик. – Их уже давно нет. Реликтовыми считаются те деревья, которые появились 10 тысяч лет назад, когда ледник отступал и образовалась лесная зона. От их семян произросли дубравы в пойме, но потом – во время войны – они были вырублены. Нынешним деревьям около 50-70 лет и, к сожалению, они больны. Их нужно вырубать, поскольку они разносят болезни и поражают ими здоровые поколения дубов.

Водный мир природного парка также будет сохранен. Проект предусматривает пересечение шести ериков по самому короткому углу почти в 90 градусов, это обеспечит наименьшее соприкосновение с водоохранной зоной.

– На всех ериках предусмотрены мостовые переходы с минимальным вторжением в водную акваторию, – сказал Сергей Яковлев, главный ихтиолог Нижневолжского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод». – Опоры будут стоять на берегах и только во время весеннего паводка попадать под залив воды. На всех 10 понижениях предусмотрены очень широкие, бетонные проходы для воды. Во время весеннего паводка влага будет заходить в ерики, и расходиться по тем участкам, куда выходит рыба на нерест.

Несмотря на то, что Экосовет выбрал максимально сбалансированный проект, деятельность рабочей группы на этом не заканчивается. Эксперты, общественники и инициативные жители района будут мониторить экологическую ситуацию вплоть до сдачи моста в эксплуатацию. Они намерены отследить все этапы высадки нового леса, его адаптации. В ближайшее время рабочая группа сформирует лесостроительный проект, в котором разметят участки по компенсационным посадкам.

Оксана Кузнецова, Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.