Волгоградцы узнали, как вернуть деньги за неиспользованные билеты

Многие жители Волгоградской области, которые планировали отправиться в отпуск, приобрели так называемые невозвратные билеты. Однако самоизоляция нарушила планы путешествий за рубеж и по России. Первоначально говорилось, что деньги за отмененные рейсы вернутся автоматически, но по факту компании не могут вернуть средства сразу всем клиентам.

Волгоград, 13 апреля / «Волга-Медиа.ру» /.

Кол-центры авиакомпаний перегружены, нередко ответа приходится ожидать больше 20 минут. Из-за опасений по поводу продления самоизоляции на неопределенный срок люди оформляют возврат средств за билеты и туры, которые были приобретены на летние и даже осенние месяцы. В «особом» положении оказались граждане, которые взяли билеты в кредит.

«Аэрофлот» остановил выдачу денег за возврат билетов (в том числе с отмененных рейсов). Существует надежда, что эта авиакомпания вернет билеты ваучерами, как и прочие перевозчики. В таком случае срок действия билета может быть увеличен до трех и более лет, при этом поменять его можно будет на иную дату.

Так, еще в конце марта ваучеры применил лоукостер «Победа». Деньги за отмененные рейсы начисляются на счет в личном кабинете клиента, их можно будет потратить на другие билеты до 1 июля 2021 года.

«Уральские Авиалинии» также заявили о переводе денег на ваучеры, которые можно будет использовать для покупки билета в течение трех лет. Только в компаниях S7 Airlines совершается реальный возврат денег. Если же клиент соглашается на ваучер, ему возвращают 10% стоимости билета.

Юридически отсрочка возврата денег за билеты возможна только по соглашению сторон. По законодательству введение таких механизмов в одностороннем порядке не предусмотрено.

Пассажиру нужно написать заявление в авиакомпанию.  В нем следует указать, что гражданин не может воспользоваться купленным билетом из-за сложившейся ситуации с коронавирусом. Документ нужно подписать (можно электронно), приложить скан либо копию приобретенного билета, сфотографировать или отсканировать заявление и прилагаемые документы, а затем отправить их заказным письмом. Для отправки можно воспользоваться как «Почтой России», так и электронной почтой. Вероятнее всего, компания предложит перенести дату вылета на более поздний срок.

Как отмечает юрист Александр Романов, если потребитель не согласен на отсрочку, он вправе подать претензию. Если же авиакомпания ее не удовлетворит – обратиться в суд.

– Рекомендую направить претензию уже сейчас, – подчеркивает юрист. – Важно учитывать, что срок возврата – не больше 7–10 дней с момента получения претензии. Если она не удовлетворена, можно обращаться в суд.

Заявитель имеет право требовать вернуть деньги, в том числе фактически понесенные расходы, штрафы, неустойки и компенсацию судебных расходов. Остается также право на компенсацию морального вреда.

По прогнозам экспертов, иностранные компании не будут летать в РФ минимум до 1 мая.

– Это значит, что за все билеты с вылетом до 1 мая возможно получить вынужденный возврат денег. Однако стоит приготовиться к тому, что это займет много времени, – предупреждает Романов.

Другой вариант – направить жалобу в один из трех международных альянсов (Alliance, Oneworld или SkyTeam). В случае если там значится перевозчик, стоит попробовать отправить туда обращение с копией ранее отправленного авиакомпании заявления и ее ответа. Вероятнее всего, представитель альянса вновь направит это обращение перевозчику с указанием об обязательной процедуре возврата.

Можно попробовать вернуть деньги за билет также с помощью чарджбэка, или возвратного платежа. В таком случае держатель карты в досудебном порядке опротестует проведенную транзакцию. Для этого нужно инициировать отмену произведенного платежа с помощью подачи письменного заявления на чарджбэк в свой банк. При этом нужно указать причину, почему заявитель считает операцию недействительной. Прилагаются все имеющиеся по этой операции документы. Банк регистрирует заявление, присваивает идентификационный номер, а затем передает информацию в Международную платежную систему (Visa или Master Card) с требованием списать названную сумму со счета продавца в рамках чарджбэка.

В некоторых случаях, когда покупатель предоставляет документы, которые на 100% подтверждают факт нарушения прав потребителя, либо сторона-ответчик игнорирует запросы МПС, сумма чарджбэка списывается принудительно. Срок – 180 дней для Visa и 120 – для MasterCard.

Важно учитывать, что все четыре названных способа возврата средств требуют грамотно составленного заявления.

Надежда Магнитская, Алина Алещенко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.