Волгоградские дайверы готовят межрегиональную экспедицию по обследованию затопленных пещер Уракова Бугра, которые расположены в Камышинском районе Волгоградской области. Главное условие для успешных исследований – прозрачность воды, которая гарантирована только зимой и в последние месяцы осени. Каких находок ждут подводные исследователи и поможет ли экспедиция приоткрыть завесу множества тайн, связанных с этим местом, попыталась выяснить наш корреспондент Надежда МАГНИТСКАЯ.
«И провалился в пещеру…»
На высоком откосе недалеко от села Нижняя Добринка Камышинского района всегда можно увидеть стоящее авто при отсутствии людей. Это охотники за кладами исследуют подземные пещеры. Как говорят местные жители, только ленивый не приезжал сюда с металлоискателем, причем едут из разных регионов России.
– А первыми исследователями пещер в советское время были мы, тогда еще совсем пацаны, – вспоминает житель Камышина Владимир Собгайда. – Мое детство прошло в Нижней Добринке, и я помню, что хозяйки рубили капусту длинными мечами с камушками, которые мы находили в пещерах. Камушки повыковыривали, мечи отдали мамам. Меня отец наказывал за кладоискательство, тогда это не приветствовалось.
Но поиски Владимир не прекратил. Однажды мальчишки жгли костер – он пошел искать дрова и среди деревьев над обрывом вдруг провалился в пещеру! Так был обнаружен еще один подземный ход.
Хохот атамана
Кто рыл пещеры хану Ураку, так и осталось загадкой. Может, это были плененные русичи, которые унесли карту подземного города с собой в могилу. Но хитросплетение ходов в пещере до сих пор будоражит умы исследователей.
Само название этого места связано с древней легендой. Однажды атаман волжских разбойников хан Урак приказал молодому Степану Разину остановить крестьянское судно с лаптями. Степан возразил: грешно атаману грабить крестьянский люд. Урак нахмурился и предупредил, что в следующий раз убьет дерзкого казака, но конфликт между ними повторился трижды.
Когда Урак выстрелил в Степана, то заговоренный от пуль Разин поймал в руку пулю и вернул ее хану. Грозный Урак стал безумно хохотать, и его сердце разорвалось. Разбойная душа не нашла покоя, и во время бури на вершине Уракова Бугра люди часто стали слышать в звуках ветра хохот атамана.
Ползком за сокровищами
Но бесстрашных кладоискателей, наслышанных о несметных сокровищах хана, это не остановило. Посещали это место и ученые.
– Входы в пещеры связаны между собой, собака уходит в одну дыру, а выходит из другой, – рассказывает дайвер Евгений Рыжов. – Во время разведки дайверской экспедиции мы пытались проникнуть в пещеру. Исследовали и незатопленную часть. На дне воронки, немного сбоку, зияет черное отверстие входа, в который можно протиснуться только ползком.
Там работали специалисты Саратовского университета. Стены иссечены следами кирки, постепенно свод поднимается, открывается развилка нескольких ходов, один из которых перекрыт свежим обвалом. Некоторые стены дополнительно укреплены кладками из ракушечника.
Так что же здесь было?
– Именно это мы и должны уточнить, – говорит доцент кафедры геоэкологии Андрей Белонович. – То, что эти ходы искусственные, неоспоримо. Но кто и с какой целью их создал? Известно описание этих пещер, оставленное Францем Баллодом, профессором Саратовского университета в 20-м году прошлого века. Вот выдержка из его научной работы: «…Подножие Ураковой горы, напоминающей своей формою гигантский курган и достигающей 701 сажень в вершине, состоит из третичных отложений; пещеры вычурной формы, фантастические арки и мощные столбы впереди этих арок и пещер придают прибрежной части подножия особый, дикий, сказочный характер…»
Все описанные пещеры сегодня затоплены.
– Главная цель нашей экспедиции – подтвердить исторические факты, – говорит дайвер со стажем Сергей Цыпкин. – Погружение небезопасное, неизвестно, какая кладка у пещеры. Если ее своды мелового происхождения, то возможно осыпание сводов, и неизвестно, на каком этапе придется прекратить исследования. Но мы надеемся на удачу.
Есть несколько гипотез происхождения пещеры. Первый осмотр показал, что эти ходы – итог выработки камня ракушечника, она велась в нескольких километрах от села Нижняя Добринка.
Местное население, прежде всего те, кто по указу Екатерины II получил возможность создавать свои колонии на территории Камышинского и Царицынского уездов, нуждалось в стройматериале. Камень, добывавшийся здесь, сплавлялся даже в Сарепту. Из всех пещер самая крупная – Майская. Ее размеры оказались впечатляющими для Волгоградской области: только разведанная часть составила 950 м!
Но вход осел, пещера осталась не нанесенной на карту и недоступна теперь для исследований. Интересно, что здесь встречались маленькие кельи с лежанками. Ну а самые прекрасные пещеры этого бугра уже, наверно, никто никогда не увидит...
Сектантский след
Профессиональный переводчик и гид по Волгограду и области с 40-летним стажем Надежда Ложечкина рассказала, что рукотворные штольни Уракова Бугра были вырыты и использовались одной из многочисленных сект Поволжья.
– После строительства Волжской ГЭС большая часть пещер оказалась затопленной, – поясняет Надежда. – В деревнях Студенке и Бабаковке Ахматского прихода Камышинского уезда, которые сейчас под водой, была широко развита секта подпольников-подземельников.
Предположительно именно здесь проводились страшные ритуалы, одним из которых была так называемая «Красная смерть». Секта была тайная, и ее обряды до конца не известны. Есть сведения лишь о том, что подпольники отказывались признавать существующую власть, считая официальную церковь воплощением антихриста. Поэтому всегда существовали слухи о страшных и кровавых обрядах, через которые проходили сектанты.
– Заболевшего члена секты, будь то мужчина, женщина или ребенок, не лечили, – продолжает Ложечкина. – Вообще к врачам не обращались. А чтобы предотвратить дальнейшее заражение членов секты, к больному посылали так называемую Красную смерть. Это означало, что кто-то из сектантов должен был задушить несчастного красной тряпкой.
Время забирает река
Подводная часть пещер остается неразгаданной тайной. Волга продолжает размывать контуры старого русла, и ученые считают, что с исследованиями стоит поторопиться.
– Наша задача – составить карту пещер, – говорит подводный фотограф Владимир Радохлеб. – Все исследования будут сниматься на камеру, потом мы составим подробный отчет.
Есть предание, что пещеры хана Урака Стенька использовал после его смерти. А они были прокопаны в разных местах вдоль Волги. В годы Первой мировой войны в Дубовке, в доме близ кладбища, жил крестьянин Семен Никитич Клочков. Он рассказывал, что несколько десятков лет назад приезжали казаки с Кавказских гор с планом и по нему искали клад в балках по берегу Волги.
Но так как вида на жительство не имели, то, скрываясь от урядника, они уехали ни с чем. Эту «Кладовую запись» и переписал для себя дед Алексей, а по наследству досталась она внуку, тому самому Семену. Датирована запись мартом 1837 года.
«...Если Бог благословит, то возьмите наше сокровище, положенное нами в балке, повыше Дубовки, пониже Песковатки над Волгой. Балка называется «Вислый сад». Место поклажи следует искать, минуя Вислый сад, на вершине небольшой балки, где стоит дуб, у этого дуба, на восходном боку, вырублены два креста. Супротив солнечного восхода намерить от этого дуба двадцать сажен. Рыть надо на Петров день. Тут положено в трех местах: человек один целый да один перерубленный на две части, из которых одна часть лежит на полуночную звезду, другая часть – на солнечный закат...»
Это мистическое описание залежей кладов и должна подтвердить дайверская экспедиция. Ждем результатов!