Известно, что незрячие инвалиды в России обеспечиваются техническими средствами реабилитации. Но мало кто знает, что в эту категорию входят и... собаки-поводыри, которые издревле помогали обделенным здоровьем людям. Спецкор «ВП» Надежда МАГНИТСКАЯ познакомилась с Тасей – четвероногой помощницей Петра Константиновича СИЛАНТЬЕВА, для которого собака стала настоящим другом.
Пелена перед глазами...
У жителя Калача Петра Константиновича Силантьева полная потеря зрения наступила больше 20 лет назад. До этого он обходил врачей, жалуясь на то, что видит все хуже и хуже.
А ведь зрение в его профессии было ох как важно: в то время он работал в Ташкенте водителем автобуса. Однажды заметил, что дорога буквально размывается перед глазами, трагедии удалось избежать чудом.
Тогда Силантьева сняли прямо с маршрута. В конце 80-х у медиков еще не было высокоточных приборов, и врачи долго не могли точно определить, что стряслось на самом деле. Диагноз же был озвучен такой – «пигментная дистрофия сетчатки».
Инвалидность была как приговор. Вокруг бурлили постперестроечные перемены, а молодой, полный сил мужчина оказался совсем беспомощным. Родные не оставили его, а, наоборот, проявляли внимание и сочувствие, но Петр Константинович старался не обременять их просьбами.
– Стыдно было, – признается он. – Я же сам мог вполне себя обслуживать, а тут за хлебом даже не могу сходить… Постепенно научился слушать, а не смотреть телевизор. А потом в местном обществе инвалидов его научили читать книги для слепых.
Друг положен по закону
...Сын вырос, уехал в Россию, поселился в Волгоградской области и позвал отца. Так девять лет назад Петр Константинович стал жителем Калача-на-Дону. Первым делом пришел в волгоградское общество слепых – хотелось быть нужным, активным. Дома постепенно обзавелись хозяйством – появились куры, утки, собака Джек. Но однажды Силантьев узнал, что ему положена собака-поводырь, которую должны подобрать в спецпитомнике.
И Петр Константинович загорелся этой идеей. Ведь такой пес – это глаза незрячего. С ним можно запросто выходить на улицу, а не сидеть в четырех стенах и ждать, когда компанию в прогулках может составить кто-то из родственников.
Первый случай
И медики, и сами незрячие люди отмечают безусловное положительное влияние собаки на своего хозяина. Но завести поводырей сегодня решаются в основном те инвалиды, которые живут в частных домовладениях и в небольших городках.
Собаку сначала подбирают в кинологическом центре, а потом по договору благотворительного пожертвования бесплатно передают незрячему человеку. Для этого нужно подготовить целый пакет документов, заверенных нотариально.
Но все эти хлопоты Силантьева не остановили. Шаг за шагом проходил он все этапы: индивидуальную программу реабилитации, заключения врачей- специалистов, соцэкспертизу.
– Все инвалиды у нас стоят на учете, – поясняет специалист Елена Кругликова. – И наша задача – помочь им в оформлении документов.
Кстати, в Калаче этот случай был первым. И – очень удачным! Ведь, например, в Москве на таких собак записываются в очередь и ждут по 3–5 лет! Но Петру Силантьеву повезло – все сделали за несколько месяцев. Интересно, что после того как поводыря отдают инвалиду, государство и дальше продолжает помогать.
– Официально такой поводырь считается средством реабилитации, – поясняет председатель ВРО «Всероссийское общество слепых» Наталья Гапиенко. – Мало того, что по закону обеспечивать им инвалида должны бесплатно, так еще и потом на содержание собаки ежегодно выделяется 21 тыс. рублей! К
онечно, деньги являются подсорьем, но самое главное, что поводырь оказывает реальную помощь незрячему человеку. А еще дарит эмоции, которые хозяин такой собаки не может не испытывать к своему питомцу.
Встреча и экзамен
Петр Силантьев до сих пор помнит, как он забирал своего четвероногого друга. Его вызвали в подмосковную Купавну, куда он поехал вместе с супругой. Там находится старейшая и до недавнего времени единственная в России школа подготовки собак-поводырей. Она обеспечивается на долевом участии из федеральных средств и Всероссийского общества слепых. Из этих фондов оплачиваются зарплата сотрудников, содержание собак, тренировки и обеспечение инвалидов в гостинице в период подбора.
– Мне было очень интересно, как ко мне отнесется собака, – признается Силантьев. – Если честно, то я боялся. А вдруг она не примет меня?
Петру Константиновичу подобрали лабрадора палевого цвета. Четвероногую помощницу звали Тася, и с первого взгляда было видно, что у нее покладистый, добродушный характер. 12 дней супруги жили в гостинице, и все это время Петр Константинович и Тася привыкали друг к другу, учились взаимопониманию.
А потом их ждал настоящий экзамен – без этого собаку новому хозяину не отдают! Сдача тестов на совместимость прошла успешно. И в Калач Силантьевы вернулись уже с красавицей Тасей.
«Мы ее обожаем!»
– Теперь моя жизнь кардинально изменилась, – признается Петр Константинович. – Есть настоящий друг, который всегда рядом, это безотказный помощник, который не бросит и не предаст. Раньше я сидел или лежал днями напролет. Ведь работа и домашние дела не позволяют близким часто и подолгу гулять вместе со мной. А теперь я каждый день гуляю, общаюсь с людьми.
В начале весны гулять было нелегко: Тася старательно обходила лужи, а Петр Константинович тонул в них в своих башмаках. Но потом они постепенно приспособились друг к другу. Ежедневно в течение нескольких часов они обходят округу, осваивая новые маршруты. Местность вблизи дома Тася уже изучила – знает, как дойти до ближайших магазинов. Теперь задача – проложить дорогу к почте, банку, поликлинике...
– Собака требует каждодневного внимания и ухода, – говорит супруга Петра Константиновича. – Но муж все делает сам: купает, расчесывает, кормит. Говорит, что у этого лабрадора особая энергетика. И мы это видим! С Тасей подружились и супруга, и внуки Петра Константиновича, и вся соседская детвора.
– Знаете, я очень советую всем незрячим людям завести поводыря, – призывает Петр Константинович. – Мы ее все обожаем, она очень умная, чуткая, я без нее уже не управлюсь... Встретив такую собаку, вы опознаете ее сразу – по специальному ошейнику и поводку с надписью «поводырь». Хотя, наверное, следовало написать «друг» – так точнее!
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Кинологи рассказывают, что из ста собак поводырями способны стать не больше двадцати пяти. Самых умных, ласковых и внимательных щенков начинают обучать умениям собак-поводырей, необходимым уже через два месяца после их рождения.
Следовать за незрячим, останавливаясь там, где хозяина ждет препятствие, переводить его через шоссе и сопровождать на оживленных улицах, предупреждать его о любой опасности и, если понадобится, отдать за него собственную жизнь – вот чему будущие собаки-поводыри около года учатся в специальных школах.
Собак-поводырей, которых учат заботиться о людях, подвергают множеству испытаний, проверяя их терпение, выносливость, способность принимать решения в непростых ситуациях. Их никогда не наказывают. Дрессировщики говорят, что искреннего отношения нельзя добиться, причиняя боль.