О загробной жизни и правилах поминовения усопших рассказывает протоиерей Олег Кириченко, настоятель храма Иоанна Предтечи.
Плача о мертвом, жалеем себя
– Что такое смерть с православной точки зрения?
– Только начало жизни! Звучит парадоксально и человеческому сознанию это сложно принять, ведь кажется, что реальность – это здесь и сейчас. Есть такой анекдот. Сидят два близнеца в утробе матери. Один говорит: «Я знаю, там жизнь». Другой отвечает: «Откуда ты можешь знать? Пуповину отрежут, воды отойдут, жизнь прекратится. И вообще, разве оттуда кто-нибудь возвращался, чтобы рассказать, что там?» Во многом мы подобны этим близнецам, когда рассуждаем о том, чего не видим. Однако знание о загробной жизни передали нам многие духоносные отцы. Священное Писание же говорит: человек несет в себе образ и подобие триединого Бога, в нем заложены тело, душа и дух, три формы жизни: в утробе матери, наше нынешнее состояние, и то, что предстоит каждому из нас – вечность.
Каждую из этих фаз жизни человек покидает с болью, с плачем, со страданием. Но умирая в одном мире, он тут же рождается в другом. Так вот смерть – это переход в другую жизнь, жизнь Вечную. Наше существование сейчас – некий переходный этап, как и у эмбриона в материнской утробе.
При этом после смерти сознание и самосознание не умирает, душа также может сознавать происходящее с ней, испытывать эмоции, сопереживать близким, оставшимся на земле. И есть много свидетельств от людей, которые в состоянии клинической смерти, могли со стороны видеть себя и понимали, что с ними происходит, и даже пытались подать сигнал, что все еще живы.
– Получается, не нужно скорбеть об усопших? Как воспринимать смерть?
– Со смертью тела душа не умирает. Церковному человеку, который много про это читал и слышал, в этом плане легче. Человеку, далекому от церкви, это объяснить и принять крайне непросто. Первоначальный шок от потери, безусловно, затрагивает всех близких. Так или иначе наступает момент осознания, что я больше не увижу дорогого и любимого человека, больше не услышу его голоса, не прикоснусь к руке, не обниму. От этого возникает душевная боль. Но живому человеку в данном случае жалко, прежде всего, самого себя, и этого не избежишь. Вопрос только в том, как долго будет продолжаться такое состояние. Я сам потерял в свое время отца и мать, и хорошо помню эту печаль. Но со временем понимаешь, что она была вызвана саможалением. Надо попытаться принять, что жизнь не кончается со смертью.
Когда живые плачут и горюют, они тем самым доставляют страдания своему усопшему близкому. Ведь сразу после смерти умершие ходят среди нас. Они пытаются кричать: «Да здесь же я, все нормально», пытаются дотронуться до нас, но мы не слышим и не чувствуем этого. Не надо расстраивать умерших.
Особенно плохо делают те, кто ходят каждый день на кладбище, с рыданием обнимают могилу. В основном, конечно, это касается женщин, вдов. Не нужно! Душа начинает разрываться между скорбью живых и небом и это причиняет ей страдания.
Духовный суд
– Какой он, мир, куда уходит душа? Что на этот счет говорится в церковном предании?
– Мир умерших совершенно другой, устроенный иначе, нежели наш. Как писал святитель Феофан Затворник, умершие быстродвижны. О них только начал говорить, они тут и есть. Причем у обитателей того мира есть особенность преодоления времени и пространства. Представьте, сколько человек в одно и то же время обращаются к одному святому в одном городе. А если взять весь христианский мир? И святые всех слышат. И точно также возможно явление одного святого в нескольких местах сразу. Аналогично и с умершими.
Духовный мир заселен необыкновенно обильно. Помимо всех душ людей, поколение за поколением уходящих туда, есть там и другие обитатели и Священное Писание дает нам их названия. Ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, и менее известные престолы, господства, начала, власти и силы. Это все небесные сущности. У каждого из них свое предназначение, свой внешний вид. И их много. Есть сущности и противоположные светлому началу. Люцифер, ниспав с неба (духовный мир) на землю (мир материальный), увлек с собой третью часть небожителей, среди которых были представители всех обитавших там сущностей. Они-то и царят теперь в нашем мире, неслучайно Сатану называют князем воздушным, князем мира сего. Именно эти духи, искаженные злобой и ненавистью, препятствуют душе во время прохождения ею воздушных мытарств.
– Как долго душа скитается среди живых?
– Церковное предание учит нас, что после смерти душа ходит среди людей первые три дня, посещает места, где она при жизни творила добрые дела, и особенно те, где о ней говорят. На третий, девятый дни душа поднимается на поклонение к Богу. С третьего по девятый дни ей показывают райские обители. А с девятого по сороковой она видит ад, плачь и скрежет зубовный, и все мучения грешников. Уже на сороковой день душа снова поднимается к Господу и тогда же решается ее участь в вечности.
– Вы уже упомянули про мытарства. Что ждет душу при их прохождении?
– Мытарства – это духовные судилища, которые душа должна пройти прежде, чем окажется перед Богом. Во время их прохождения жизнь как бы отматывается назад и все, что сделал человек дурного, тайно или явно, обнажается. И это ощущение очень страшное, оно сопровождается видением сущностей, и добрых, и злых, о которых человек при жизни знал только в теории. Упрощенно, это все равно, что вдруг вы увидите перед собой вирус, увеличенный в тысячи раз. Вирусы разные, имеют разный внешний вид, крайне неприятный. И представьте себе сущности громадные, которые вдруг предстают перед душой. О прохождении мытарств подробно повествует в своем рассказе блаженная Феодора. Там говорится, что определенной группе грехов соответствует свое мытарство. Испытывают душу духи злобы. Но мы должны понимать, что это восприятие мытарств блаженной Феодорой. У каждого человека оно может быть свое. Ведь первое время после смерти душа оперирует известными ей при жизни человеческими категориями. И она видит и понимает видимое так, как при жизни. Возникающие при этом образы разные, но суть мытарств одна – ответ за свою прожитую жизнь. Испытываться будет каждая душа. Хотя по преданию мы знаем, что мытарств не проходила Матерь Божья. Для этого Христу необходимо было спуститься за душой Матери своей из мира духовного в мир материальный.
– Правда, что человек, причастившийся в день смерти, избегает мытарств?
Есть такое поверие. Оно основано на учении старцев. Однако все, что касается того мира, очень сложно. И мы привносим свои антропоморфизмы в это понимание. Если человек находится уже на смертном одре, лучше не затягивать до последнего дня, но по мере возможности сразу исповедать и причастить его.