Зодчий Константин Дынкин, нашедший свой путь в архитектуре Волгограда


Зодчий Константин Дынкин, нашедший свой путь в архитектуре Волгограда

Один из опытнейших и старейших волгоградских архитекторов Константин Васильевич Дынкин ушел из жизни в начале октября 2014 года. А через считанные дни начался снос одного из главных произведений его жизни — Центрального стадиона Волгограда.

Совпадение, конечно же, случайное. Но трудно не увидеть здесь и некую закономерность: архитектор, отдавший свое сердце любимому детищу, одновременно с ним ушел в небытие…

Предпочел столице Сталинград

Самостоятельная жизнь для молодого сталинградца Кости Дынкина началась в 1939 году, когда он поступил в Московский архитектурный институт. Но, не проучившись и двух лет, он оказался вынужден надолго расстаться с постижением основ любимой профессии – грянула Великая Отечественная война.

Вместе с миллионами своих ровесников Константин ушел на фронт. Талант молодого художника оказался востребованным и в войсках, где ему довелось много работать над фронтовой наглядной агитацией и армейскими плакатами. Не миновали его и боевые награды – орден Отечественной войны II степени, множество медалей.

Воинская служба Константина Дынкина завершилась в 1946 году, когда он вернулся в свою альма-матер. А еще шестью годами позже он получил, наконец, и заветный диплом архитектора.

Широкие просторы открывались перед молодым специалистом. Его, как одного из наиболее талантливых выпускников МАрхИ, приглашал на работу в свою мастерскую знаменитый в ту пору Каро Алабян – академик и главный архитектор Москвы. Но Дынкин предпочел вернуться в родной Сталинград. Получив направление в контору «Сталинградгражданпроект», трудился беспрерывно в ней с 1952-го по 1986 год, пройдя путь от рядового специалиста до главного архитектора ведущего проектного института города-героя.

– Он был одним из наиболее активных в плеяде молодых сталинградских архитекторов послевоенного времени, – рассказывает о Константине Дынкине заместитель генерального директора ООО «Волгоградгражданпроект», заслуженный архитектор России Александр Вязьмин. – Вспомнить хотя бы имена таких специалистов, как Анатолий Желдаков, давно уже живущий в Минске; Юрий Менякин, ставший со временем главным архитектором Саратова; Вадим Кибирев, один из авторов жилых домов по Аллее Героев, впоследствии главный архитектор Архангельской области; Виталий Соловкин, многолетний партнер, друг и соратник Дынкина, с ним они вместе над зданием цирка работали.

Константин Васильевич любил вместе с ними порой позаниматься несерьезными, казалось бы, делами. Но в то же время он при этом создал множество очень серьезных, важных, значимых для Волгограда объектов. Вспомнить хотя бы бывший Центральный стадион, который был в 60-е всесоюзной комсомольской стройкой. Сбор средств для этого объекта шел по всей стране, на стройку добровольцы приезжали со всех концов Советского Союза…

Легко, красиво и нарядно

В это время в стране все силы были брошены на решение проблем с жильем. Но это было однотипное жилье, здания, почти не отличавшиеся друг от друга. А Константину Дынкину даже тогда поручали работу, требующую творческого подхода, нешаблонного взгляда, где он мог бы проявить свой талант.

Так, одним из первых замечательных произведений сталинградского зодчего стал проект здания ДК алюминиевого завода. А затем были спроектированные им учебно-лабораторные корпуса ВолгГАСУ, здание облбольницы №3, торцом выходящее на реку Царицу, Дом молодежи, созданный на волжском берегу, – объект, в наше время, увы, превращенный в руины.

А созданный Константином Дынкиным проект здания Волгоградского госцирка был лично одобрен министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Согласно идее, заложенной Дынкиным в этот объект, впервые для такого здания в стране была спроектирована не обычная цирковая арена, а универсальный зал, в котором можно и концерты проводить, и демонстрировать широкоформатные фильмы на экране за цирковым оркестром.

И, наконец, Центральный стадион – самый большой и впечатляющий объект из возводившихся в ту пору в городе. Он заключал в себе трибуны на 40 тысяч зрителей, спортивную арену олимпийского образца и два больших спорткомплекса, в каждом из которых на протяжении десятилетий ежедневно занимались сотни волгоградских детей. Главная арена этого спортивного объекта была не только футбольной, но предполагала проведение состязаний и по многим другим видам спорта. Возможно, это сказалось и на том, что в Волгограде выросло со временем несколько олимпийских чемпионок по разным видам спорта легкоатлетического профиля.

Целый ряд жилых домов, включая два девятиэтажных дома в Тракторозаводском районе, начинающих собою проспект Ленина, – это тоже произведения Константина Дынкина. Как и гостиница «Актер» возле госцирка. Как и ряд жилых домов по проспекту Ленина и улицам Ленина, Пражской, Рабоче-Крестьянской. Или же плавательный бассейн волгоградских профсоюзов, сохранившийся поныне возле Центрального стадиона, в недавнем прошлом – лучший бассейн Волгограда.

Свой взгляд

– Все 35 лет работы в «Волгоградгражданпроекте» Константин Васильевич трудился очень плодотворно, – рассказывает Александр Вязьмин. – И не случайно со временем стал главным архитектором нашего проектного института. Он был уважаемым человеком, членом градостроительного совета администрации Волгограда. Специалисты к нему прислушивались как к опытному, мудрому профессионалу. В последние годы своей трудовой биографии Константин Васильевич много преподавал в бывшем горхозе – нынешнем ВолгГАСУ, будучи сначала доцентом, а затем – профессором. Многие годы в этом вузе он читал лекции студентам, вел их курсовые и дипломные проекты.

Вступив в Союз архитекторов еще молодым специалистом в 1953 году, многие годы Дынкин активно участвовал в работе областной его организации, был также и ее секретарем. Коллеги в связи с этим беззлобно шутили над ним на капустниках:

Наш секретарь Союза

Известен тем, что он

Построил цирк арбузом

И дынкой стадион.

А в 1983 году за многолетний труд на благо Волгограда Константину Васильевичу было присвоено звание заслуженного архитектора РСФСР.

На протяжении всей своей трудовой биографии Константин Васильевич Дынкин искал свой путь в архитектуре города-героя, у него было собственное видение ее. И здания, построенные по его проектам, увидит еще не одно поколение волгоградцев.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Выбор редакции