Волгоградские промышленные предприятия испытывают жесткий дефицит кадров


Волгоградские промышленные предприятия испытывают жесткий дефицит кадров

Промышленники бьют тревогу и заявляют о том, что испытывают острую нехватку рабочих кадров на предприятиях. Помимо того, что сейчас количество выпускников профессионального образования постоянно уменьшается, даже те, кто получил профессию, не спешит идти работать на завод.
Этой теме был посвящен прошедший «круглый стол», проведенный по инициативе Волгоградского алюминиевого завода.
С чем это связано и пути выхода из сложившейся ситуации обсуждались в рамках «круглого стола», который был проведен в Волгоградском Центре занятости населения по инициативе одного из крупнейших заводов России Волгоградского алюминиевого завода ОК РУСАЛ. Участие в дискуссии приняли представители власти, в том числе и региональных министерств образования и труда, директора образовательных учреждений, руководители крупнейших металлургических, химических, строительных и оборонных заводов и начальники отделов кадров.
Все присутствующие сошлись во мнении и высказали свои опасения, что с течением времени ситуация будет только усложняться, если ничего не предпринимать. На ту ситуацию, которая сложилась с подготовкой рабочих кадров, повлияло сразу несколько факторов. Главным из них является отсутствие контроля над госзаказом по обучению специалистов в вузах и квалифицированных рабочих в профессиональных училищах со стороны комитета труда и занятости населения администрации Волгоградской области. Если 10 лет назад такой контроль жестко осуществлялся, то на настоящий момент его просто нет.
В ближайшие годы ситуация может очень сильно осложниться в связи с выходом нового закона о «народном образовании», согласно которому само понятие училище вообще перестанет существовать.
Как же можно избавиться от дефицита рабочих кадров и завлечь молодое поколение на работу в крупнейших промышленных предприятиях? Участники предложили множество вариантов, но, пожалуй, почти все они основаны на развитии заинтересованности молодежи рабочими специальностями еще со школьной парты.
Так, например, директор Волгоградского Центра занятости населения Валерий Нечаев подчеркнул, что необходимо проведение широкомасштабных рекламных компаний, способных возродить у нынешних школьников интерес к профессии токаря, станочника, резчика и т. д. На данный момент же почти все выпускники мечтают о профессии либо экономиста, либо юриста, а затем, получая соответствующее образование, не могут никуда устроиться, потому что в этих сферах большой переизбыток никому ненужных кадров. Но вместе с тем в 2010 году в Центр занятости обратилось 7-10 человек с желанием работать на промпредприятиях, а в 2011 году таких людей не было вообще.
Помимо рекламных компаний, по мнению директора строительной компании «Квартстрой» Сергея Болотова, необходимо возрождение системы раннего профессионального ориентирования, чтобы с 14-15 лет школьники могли узнать и понять к чему же у них есть способности и к чему, так сказать, «душа лежит».
Все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что нынешние выпускники школ идут получать высшее образование, причем неважно какое, не понимая, что его наличие не дает никаких гарантий трудоустройства в дальнейшем. Ученики школ имеют очень слабое представление о тех возможностях, которые открываются перед ними после окончания.
По мнению генерального директора Волгоградского алюминиевого завода Сергея Шишкина, престиж рабочих специальностей упал. И это заметно даже на бытовом уровне: современные школьники воспитаны на телевизионных программах, в которых показывают офисных работников и юристов. Про рабочих же почти не показывают фильмов, не снимают передач, не пишут книг и просто не говорят о них. Сергей Шишкин предложил учебным заведениям готовить людей сразу с наличием необходимых компетенций, чтобы человек без дополнительного обучения имел возможность получать достойную заработную плату.
Участники «круглого стола» сошлись в одном – сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надежнее, чем быть выпускником вуза. Надо поднимать престиж рабочих специальностей, возвратиться к полномасштабным производственным практикам, больше уделять внимания разработке государственных программ по профориентации и обучению в среднеспециальных и начальных профессиональных учебных заведениях. Ведь выпускники этих учебных заведений имеют возможность приступить к труду и начать достойно зарабатывать намного быстрее, чем те, кто потратил много лет на обучение и построение карьеры.