Земельный ответ

Так насколько же целесообразной была передача полномочий по распоряжению землей Волгограда с уровня муниципальной власти на уровень правительства области?

С 6 июля 2012 года земельные участки города Волгограда (или, говоря официальным языком – «земля, государственная собственность на которую не разграничена») находятся в ведении министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Ранее полномочиями распоряжаться городской землей — сдавать ее в аренду, собирать арендную плату, выделять участки под строительство и т. д. и т. п. – был наделен комитет земельных ресурсов (КЗР) администрации города Волгограда. Прошло уже больше года, и в последние дни довольно неожиданно прозвучало мнение о том, что передача городской земли с уровня муниципального на уровень областной оказалась мерой неэффективной: мол, в итоге никакой выгоды от этого не получилось… Так ли это на самом деле?

Беспристрастные цифры статистики свидетельствуют о прямо противоположном: по некоторым показателям эффективность от передачи земли областного центра в ведение правительства области вообще… стремится к бесконечности! Потому что, как говорят математики, при делении на ноль получается именно бесконечность – а прежние результаты городского комитета земельных ресурсов порой откровенно нулевые.

Раскладывая результаты сегодняшней работы областного мингосимущества по разным направлениям, можно обнаружить: в выигрыше от того, что земельные участки Волгограда переданы на уровень области, оказались практически все – и бюджет, и предприниматели, и строители, и многодетные семьи, и, в конечном итоге, простые жители города.

Обиженной может считать себя лишь одна весьма специфичная категория «бизнесменов».

Бюджет

Самый главный цифровой показатель эффективности распоряжения государственной землей – это, конечно, поступление в бюджеты всех уровней арендных платежей за использование земельных участков.

И за первое полугодие 2012 года, то есть ДО передачи на уровень областной власти полномочий по распоряжению землей Волгограда, арендных платежей было собрано на сумму около 538 миллионов рублей. А вот вторая половина 2012 года, когда арендными платежами занималось уже областное мингосимущества, оказалась в этом плане гораздо более результативной: почти 717 миллионов. То есть за тот же самый срок областной власти удалось собрать арендных платежей на 179 миллионов больше, чем власти городской!

Безусловно, здесь следует отметить, что расширение круга служебных обязанностей областного министерства вызвало и расширение его штата – и соответственно дополнительные бюджетные траты на новых сотрудников, на организацию рабочего процесса и так далее. Но в сумме на все это за те же самые полгода ушло около 36 миллионов. В итоге чистая, абсолютная бюджетная выгода от передачи земель Волгограда в ведение областной власти только за первые полгода составила более 143 миллионов рублей!

Возникает вполне закономерный вопрос: каким же образом, за счет каких резервов областному мингосимущества удалось привлечь в бюджеты дополнительные арендные платежи? Источников поступления дополнительных средств оказалось сразу несколько.

Во-первых, были сняты совершенно неправомерно начисленные льготы по арендной плате для некоторых предпринимателей. По какому такому праву эти предприниматели получали свои льготы от прежней городской власти – остается только догадываться.

Во-вторых, была заметно усилена работа с должниками: если в городском комитете земельных ресурсов заседания специальной комиссии по недоимкам собирались раз в месяц, то мингосимущества Волгоградской области стало собирать их сначала в три раза чаще, а с 2013 года – вообще каждую неделю.

В-третьих, наконец-то перевели на «правильные» арендные платежи те земельные участки, которые были включены в границы областного центра в последние годы, но платить за которые арендаторы продолжали по ставкам «загородным». Только по этим участкам доплаты в бюджет составили почти 144 миллиона рублей! Отметим, что некоторые из этих участков были включены в состав города еще в 2006, однако городской комитет земельных ресурсов все эти годы продолжал начислять арендные платежи по устаревшим ставкам…

И так далее, и тому подобное – направлений, работа по которым после передачи городской земли в ведение областной власти была усилена многократно, можно отметить еще несколько. Здесь и наведение порядка с границами земельных участков, и снос самовольно установленных торговых точек, за землю под которыми бюджет не получал ни копейки – и которыми городская власть почему-то не занималась вообще…

Только не надо из всего вышесказанного делать вывод, что будто бы после того, как землей Волгограда стало заниматься областное мингосимущества, жизнь волгоградских предпринимателей исключительно усложнилась: что якобы им теперь за аренду земельных участков приходится платить гораздо больше… Как вы сами понимаете, и повышение арендных ставок, и снос незаконных построек – все это коснулось лишь предпринимателей недобросовестных. Остальные же отмечают: сегодня «правила игры» стали гораздо понятней, прозрачней и, самое главное, законней.

Предприниматели

Главное отличие тех условий, на которых прежняя городская власть выделяла предпринимателям земельные участки, от условий, созданных ныне правительством области, – в том, что раньше право на аренду предоставлялось исключительно на срок до 11 месяцев. И фактически предприниматель не имел никаких гарантий того, что по истечению этого срока аренда будет продлена. Владельцы, как это официально называется, нестационарных торговых точек чувствовали себя эдакими «временщиками»: откуда возникнет желание укреплять имидж своей «точки» и облагораживать прилегающую территорию, если этой самой территории ты можешь лишиться практически в любой момент?

Ныне же мингосимущества заключает с предпринимателями договора аренды земельных участков на срок от трех лет. Правда, при условии строгого соблюдения всех прописанных в договоре требований! Но столь, казалось бы, устрашающее условие на деле означает только одно: добросовестные предприниматели могут строить планы по развитию и укреплению бизнеса как минимум на три года вперед.

Еще одно очень важное отличие новых «правил игры», созданных областным мингосимущества для волгоградских предпринимателей, было даже отмечено в специальном письме, отправленном буквально на днях на имя губернатора области Волгоградским отделением общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Дело в том, что теперь, готовя конкретный земельный участок к выставлению на конкурс, мингосимущества информацию об этом участке размещает заблаговременно, за полтора-два месяца до конкурса – и в открытом доступе, как правило, на своем интернет-сайте. То есть информацию о готовящемся конкурсе, информацию о выставленном на нем земельном участке и соответственно доступ к участию в этом конкурсе действительно получают все желающие! Именно это обстоятельство предприниматели и отмечают особо.

Спросите: но что же здесь такого особенного? Любой конкурс на аренду земельного участка принципиально должен быть открытым и доступным для всех – это совершенно закономерное и, более того, законное требование. Однако отметим: ранее, когда земля Волгограда находилась в ведении комитета земельных ресурсов городской администрации, многие участки почему-то выделялись вообще без каких бы то ни было конкурсов – по так называемому «праву выбора». Не говоря уже о том, что иногда информацию о предстоящих конкурсах до широкой публики доносили, мягко говоря, не очень активно – возможно, чтобы не привлекать «нежелательных» претендентов.

К слову сказать: частенько земельные участки, по дешевке уходившие в распоряжение неких лиц в результате подобных «странных» конкурсов, впоследствии переуступались другим предпринимателям – по цене, естественно, гораздо выше. Но бюджет не получал от этого «навара», как не трудно догадаться, ни копейки. Не беремся судить, были ли представители прежней городской администрации каким-то образом «заинтересованы» во всем этом, но потенциальная коррупционность подобных схем – налицо.

Многодетные семьи

Отдельно во всей этой истории следует рассмотреть выделение бесплатных земельных участков многодетным семьям города Волгограда.

Право многодетных семей на получение земли было закреплено соответствующими комитет земельных ресурсов городской администрации? НОЛЬ. Ни одного!

На момент передачи земли областного центра в распоряжение правительства области очередь из многодетных семей Волгограда, имеющих право на бесплатные земельные участки, включала в себя 2751 семью. И только за первые месяцы областное правительство сумело обеспечить землей более ста многодетных семей. В планах же на 2013 год – выделение двух тысяч земельных участков.

Отметим, что и в этой работе областное правительство умеет находить резервы, «скрытые» от городской власти: например, благодаря взаимодействию с Федеральным фондом развития жилищного строительства Волгоградской области переданы права на распоряжение четырьмя земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Общая площадь этих участков – более 350 га. Проблема дефицита земли, которую необходимо найти для выделения многодетным семьям Волгограда, во многом решена.

Город

Можно отметить еще целый ряд принципиальных инициатив, предпринятых областным правительством после получения полномочий по распоряжению землей города Волгограда.

Самое показательное – арендные льготы для компаний, строящих доступное жилье, то есть жилье так называемого экономкласса. Всего для строительства подобных многоквартирных домов уже выделено 19 участков – в Тракторозаводском, Краснооктябрьском, Советском, Кировском, Красноармейском районах города. Главное условие для застройщиков на этих площадках – стоимость квартир на уровне цены, установленной для Волгоградской области Минрегионразвития России. Эта цена, отметим, практически в полтора раза ниже рыночной, и именно такое жилье и будет в первую очередь участвовать в областных программах льготной региональной ипотеки.

Кроме того, девять участков выделено под строительство жилья для детей-сирот. Восемь участков выделено под строительство детских садов.

Огромная работа по выделению и согласованию земли предстоит при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года: всего в Волгограде запланировано строительство и реконструкция 23 различных объектов – самый масштабный из которых конечно же новый стадион.

Или, например, вот такая показательная цифра. Вместе с полномочиями по распоряжению землей прежняя администрация Волгограда передала мингосимуществу области и более 400 (!) незавершенных дел по обращениям граждан и юридических лиц, решения по которым по каким-то непонятным причинам очень долго никто в городской администрации принять не мог…

Нет, возможно, сейчас кто-то и отметит, что работу, например, по строительству доступного жилья, или по обеспечению многодетных семей земельными участками, или по строительству детских садов и можно бы было вести еще интенсивней, еще результативней. Но согласитесь: говорить о том, что передача на уровень областной власти полномочий распоряжаться землей Волгограда оказалась «неэффективной», – это в свете изложенных выше цифр и фактов, по крайней мере, некорректно.

По материалам газеты «Волгоградская правда»

Write a comment