«Для преподавания финансовой грамотности в школах надо сначала подготовить учителей»

Волгоградская область вошла в число пилотных регионов, где будет реализован проект Министерства финансов РФ по преподаванию в средних школах финансовой грамотности. Новый предмет должен появиться в расписании ряда школ области с 1 сентября. Он будет представлять собой дополнительную дисциплину по выбору, и носить, по словам разработчиков, игровой характер.

Свое мнение о планах по преподаванию в школах финансовой грамотности высказал кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики ВолГУ Карэн Туманянц:

– Такой предмет, безусловно, нужен. С каждым днем мы все чаще сталкиваемся с тем, что не только школьники, но и люди гораздо более взрослого возраста, достаточно тяжело ориентируются в современных реалиях. К примеру, финансовых, начиная с ипотечного кредитования, депозитов и заканчивая более сложными вещами, касающимися рынка ценных бумаг или страхования. Поэтому, чем раньше в России начнут оказывать такие образовательные услуги, тем будет лучше. Здесь имеет место быть еще и педагогическая цель. По большому счету, финансовая грамотность в значительной степени опирается на математику. Чтобы сравнить, где выгоднее взять кредиты, как минимум, нужно посчитать проценты и провести анализ. И здесь, хочется надеяться, что для школьников появится какая-то дополнительная мотивация: для того, чтобы выжить в современном мире, нужно овладеть хотя бы минимальными базовыми знаниями.

Насколько я знаю, в мире подобные примеры распространены. Например, в японских школах рассматриваемая нами практическая сторона обучения разбирается как часть математических знаний.

Однако у такой программы есть и риски. Самый главный из них заключается в том, кто будет преподавать финансовую грамотность. Если ввести этот предмет сразу во всем регионе, то, скорее всего, образовательный груз ляжет на плечи учителей. Я ничего плохого про педагогов сказать не хочу. Но все мы понимаем, что многие из них – это люди старшей возрастной категории, которые сами в свою очередь не всегда понимают, как происходят финансовые процессы. Одно дело, когда человек просто пересказывает то, что он прочитал. Другое, когда он сам это понимает и может доходчиво объяснить. Боюсь, что кадровое обеспечение вопроса будет слабым. И в связи с этим изначально правильная идея может превратиться в стандартный, не очень интересный для учеников предмет.

Конечно, правильным было бы сначала ввести в педагогических университетах специальный предмет для будущих учителей: что и как преподавать на уроках финансовой грамотности. Или, как минимум, можно было бы начать готовить учителей в Институте повышения квалификации.

Записала Елизавета Дубоненко

Write a comment