«Единый учебник истории – это всегда лишь одна точка зрения»

 

Президент России Владимир Путин на очередном заседании Совета по межнациональным отношениям предложил разработать единый учебник истории России для средней школы.

По словам главы государства, издание, написанное хорошим русским языком, должно быть построено «в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого» и исключить двойное толкование исторических событий.

Свое мнение по этому поводу высказал доктор исторических наук, профессор, ректор Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, член общественной палаты Волгоградской области Николай Болотов:

– Мы не должны наступать на те же грабли, что и при Советском Союзе. Один учебник – это всегда лишь одна точка зрения на все, что происходило и происходит в нашей стране. Отдельных учебников по истории России должно быть два-три, а лучше всего два. Учебники эти должны разрабатываться, тут я полностью согласен с президентом, большим кругом профессионалов: это и Министерство образования, и Российская академия наук, и, конечно, исследователи из исторического и военно-исторического общества.

В каждом регионе для ребят всех возрастов должны быть обязательно разработаны учебные пособия по разделам, созданные согласно специфике своего края. Территория Волгоградской области повидала много исторических событий: это и восстания Пугачева, Болотникова, Разина, и оборона Царицына, и Сталинградская битва, и восстановление города после войны.

В Астрахани учебные пособия должны соответствовать их региону, в Саратове – то же самое и т.д. На все это должна обязательно быть соответствующая установка Министерства образования РФ. Только в этом случае учебник получится комплексным. В результате выиграют все: и учитель, у которого под рукой будет весь методический, краеведческий материал и многое другое, и конечно же учащиеся, которые получат необходимую информацию в полном объеме.

Учебник должен обязательно пройти широкую общественную экспертизу. Прежде всего, свою лепту должны внести учителя-практики. В учебнике должна быть одна единственная идеология – идеология, направленная на консолидацию развития страны. Сегодня же у нас в России больше 40 учебников, многие из которых даже страшно давать в руки детям.

И все же выбор учебника всегда остается за учителем. Важно, чтобы издание отвечало по духу педагогам, а не было навязано специальными структурами и издательствами. Учитель должен сам дорабатывать факты истории с учащимися, то есть разбираться в них, чтобы ребятам было интересно. Посмотрите, что творится сегодня в России. В американских и немецких учебниках такого, как у нас, нет. Никто не облил грязью нашу страну больше нас самих.

Write a comment