Ирина Гусева: «Новый закон об образовании – это шаг вперед»

В конце минувшего года президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в РФ». Прокомментировать новации документа мы попросили депутата облдумы, координатора проекта партии «Единая Россия» «Модернизация образования» в Волгоградской области Ирину Гусеву.

– Ирина Михайловна, действовавший ранее базовый закон об образовании был принят еще в 1992 году. За 20 лет многое изменилось, появились новые тенденции – и позитивные, и негативные. Что привнесет новый закон в образовательную систему?

– Новый закон в первую очередь потребует кардинального обновления всей законодательной базы, регулирующей образование, – отметила Ирина Гусева. – Самое главное – образование в России было и останется бесплатным. Большинство из положений предыдущего базового закона: право выбора школы, обучение на родном языке и многое другое не только остаются приоритетными, но и специально детализируются. При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Каждый гражданин теперь сможет получать образование на бесплатной основе не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях. Четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатное обеспечение учебниками, питание, подвоз к образовательным организациям, предоставление общежития, стипендии.

– По новому закону будет ли продлено действие сертификата ЕГЭ?

– Совершенно верно, продлевается на год. По нынешнему закону сертификат действует только два года после окончания школы, и по истечении этого срока экзамен нужно пересдавать. Исключение действует лишь в отношении выпускников школ, ушедших на военную службу: их сертификат действителен в течение трех лет. Нововведение будет полезным для тех, кто поступает в высшее учебное заведение не сразу после школы, а после окончания техникума или профессионального училища. Это может пригодиться и тем, у кого возникли семейные проблемы. Например, молодым девушкам, рано вышедшим замуж, а потом решившим пойти получать образование. Или людям, вынужденным какое-то время содержать младших братьев и сестер из-за низкого уровня дохода родителей.

– Какие формы социальных гарантий закреплены в новой редакции закона?

– Существенной является поправка, в соответствии с которой расходы на оплату труда школьных педагогов не могут быть ниже уровня средней зарплаты в регионе. Кроме того, сохранено право педагогов на досрочную пенсию, а также на дополнительное профобразование не реже одного раза в три года.

Узаконено право сельских учителей на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Для меня особенно отрадно, что данная мера социальной поддержки педагогов уже давно и успешно действует в Волгоградской области. Еще в 2005 году, осознавая, что нет полноценной школы – нет села, именно наш думский комитет стал инициатором и разработчиком закона, закрепляющего право на возмещение расходов по оплате коммунальных счетов для таких категорий селян, как педагоги и библиотекари школ, специалисты учреждений культуры и кинематографии, медицинские работники и другие. А с прошлого года мы распространили эти льготы и на тех педагогов, которые живут в городах, а работают в сельской местности. Тем самым мы добились дополнительного притока квалифицированных кадров на село. Теперь коммунальные льготы закреплены на федеральном уровне.

– Как известно, при втором чтении законопроекта были уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Много копий было сломано при отстаивании права малокомплектных школ на существование…

– Да, действительно, одна из наиболее сложных проблем российского образования, малокомплектные школы. Их противники говорят, что содержание малых сельских школ экономически не выгодно: детей мало, а затрат на обучение одного ученика много. Вызывает сомнение качество образования в них. Но, по сути, закрытие сельской школы – это не только потеря работы для всего коллектива, но и зачастую «смерть» населенного пункта. Рассуждая на тему малокомплектных школ, нельзя забывать о том, что это вопрос социальный. В этом случае надо руководствоваться не только тем, что выгоднее для бюджета. Не менее, а даже более важно обеспечить удобство жизни жителей малых сел и деревень.

Российское село – особый мир, и чем оно меньше, тем специфичнее в нем атмосфера, – продолжила Ирина Гусева, – Перевод в большую школу, да еще вдали от дома, для ребенка не может пройти безболезненно. Детям сложно не только ужиться на новом месте, но и привыкнуть к нему. Поэтому не факт, что сокращение малокомплектных сельских школ резко повысит уровень и качество образования. Образовательный процесс идет успешно, когда дети чувствуют себя максимально комфортно. Сегодня эта проблема наконец нашла конкретное решение. В новом законе отдельно оговаривается, что принятие решения о ликвидации или реорганизации школы, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного поселения и только при положительном заключении комиссии по оценке последствий такого решения, – заметила Ирина Михайловна.

– Не забыли парламентарии и о проблеме образования детей-инвалидов…

– Вы правы, им в законопроекте уделено особое внимание. Например, гарантировано получение инклюзивного образования. Образовательная система не должна изолировать детей с ограниченными возможностями, – считает Ирина Гусева. – Лучшие практики мира подтверждают, что совместное обучение со здоровыми детьми позволяет таким детям быть полностью уверенными в дальнейшем благополучии.

Вообще, новый закон «Об образовании» опирается на принцип открытости системы образования и расширяет роль родителей в образовательном процессе. Например, они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Родители ни в прямом, ни в переносном смысле не должны оставаться за порогом образовательных организаций. Статус родителя теперь закреплен на уровне полноправного участника образовательного процесса, гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы.

Екатерина Семенова, Крестьянская жизнь

ъъъ

Похожие записи

Write a comment