Школьнику поможет тьютор

С 2008 года в России введена новая педагогическая должность тьютор. 

 Что это за специалист? Обычный учитель ведет уроки, вызывает к доске и ставит отметки. В отличие от него тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами детей, с конкретным школьником: помогает ребенку разобраться в неудачах, успехах и правильно сформулировать цели на будущее. Тьютор координирует самостоятельную учебу, выбор учебного профиля, кружков. Говоря научным языком, тьютор – это педагог, сопровождающий выбор и получение индивидуальной образовательной программы.

 Тьютор – наставник, который показывает ребенку его «точки роста» и возможности, т. е. где, в каких сферах он мог бы лучше всего себя проявить. Тьютор не справится без поддержки учителей-предметников, администрации школы, родителей. Это посредник между ребенком и всеми вышеперечисленными категориями. Короче говоря, помочь ребенку самореализоваться – главная задача тьютора, для чего он использует современные технологии работы с образовательным заказом семьи.

 На сегодняшний день этой эксклюзивной профессии обучают лишь два российских вуза – Московский педагогический университет и Дальневосточный федеральный университет, открывшие магистратуру по направлению «тьютор в образовании». Можно смело сказать, что основная нагрузка на подготовку тьюторов в нашей стране ложится на систему повышения квалификации работников образования, а конкретно – на соответствующие сертифицированные центры. Их не так много, и один из них успешно действует в Волгоградской области.
После Томска, Москвы, Ижевска Волгоградская область стала четвертым по счету регионом, где был запущен подобный центр развития тьюторских практик. Центр открыт на базе Волгоградской академии повышения квалификации работников образования. Ректор академии доктор исторических наук, профессор, председатель комиссии по образованию и науке областной Общественной палаты Николай Болотов поясняет:
– В прошлом году Министерство образования и науки РФ приняло нашу заявку на тему «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик». Наш проект стал победителем, благодаря чему регион вошел в число 32 субъектов Российской Федерации, выигравших крупные гранты и получивших дополнительное федеральное финансирование.
В рамках проекта волгоградская академия выступает как федеральная стажировочная площадка, где осуществляются переподготовка и повышение квалификации педагогов из Волгоградской области и других регионов. 

 За два года здесь обучили для страны порядка 70 ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, которые вошли в общероссийский кадровый ресурс. Активно ведется разработка системы управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий. Много внимания уделяется вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В течение двух лет академией подготовлено порядка 400 учителей как из Волгоградской области, так и из других регионов по работе в русле новых школьных стандартов. 
– Начиная с 2010 года больше одной тысячи педагогов Волгоградской области прошли курсы повышения квалификации по теме «Введение в тьюторство». Совершенствуются программы «Технологии открытого образования», «Социальные практики школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», «Тьюторское сопровождение одаренных школьников». Мы показываем педагогам новые формы и методы, по которым должен работать тьютор, формируем у них тьюторскую компетенцию, – рассказывает директор НИО «Центр развития тьюторских практик» ВГАПК РО Виктор Ястребов.

 Центр развития тьюторских практик имеет учебные и стажировочные площадки в школах № 1, 12, 14, 17, 18, 31, 37, а также в центре дополнительного образования «Русинка» города Волжского, в школах № 15, 89, гимназиях № 8, 11, лицее № 2 города Волгограда, на станции детско-юношеского туризма и экскурсий города Камышина.
По словам Виктора Ястребова, к центру проявляют большой интерес продвинутые учителя и директора школ, которые стремятся работать в духе современности, быть конкурентоспособными. Главное – поверить в себя, в свои силы. Смелые и юридически подкованные руководители образовательных учреждений, как правило, не испытывают больших трудностей с введением тьюторских практик в существующую нормативно-финансовую систему школы. Новые образовательные стандарты дают им такую возможность.

 Хотя тьюторство пока находится на этапе становления, уже можно говорить о его положительных результатах. В школах, где серьезно занимаются индивидуализацией образования и тьюторским сопровождением, ученики становятся более самостоятельными, ответственными, умеют грамотно распоряжаться свободой выбора.

 Кстати, тьютор может работать не только в школах, но и вузах, колледжах и техникумах, а также в системе повышения квалификации работников образования.

 Не так давно в Волгограде прошла Вторая межрегиональная конференция по тьюторским технологиям от философии до практики. В ней участвовали представители международного тьюторского движения. Тьюторское сообщество одобрило деятельность волгоградской стажировочной площадки.

Юлия Павлова

Похожие записи

Write a comment