Александр Проханов: «Миссия русского народа – поиск справедливости»

Известный российский политический деятель и публицист, главный редактор хорошо известной многим газеты «Завтра» Александр Проханов посетил Волгоград.

Цель его визита – рассказать волгоградской общественности и интеллектуальной элите о концепции недавно созданного интеллектуального экспертного центра Изборский клуб. О том, какие задачи он для себя ставит и каким видят развитие страны его члены и сам Проханов, расспросили публициста волгоградские журналисты.

Такие клубы, как наш, создавались в России и ранее, пример тому – Валдайский клуб. Они носили в основном либеральную направленность, так как возникли в этой среде, в их составе находятся продвинутые и просвещенные либеральные интеллектуалы – мыслители, политики, историки, культурологи. Либералы за последние двадцать лет стали господствующей силой в нашем социуме, контролирующей экономику, культуру, внешнюю и внутреннюю политику. Это, конечно, мощные силы, но именно они и привели Россию к тому, чем она сейчас является – распадающимся социумом, не способным откликнуться на мощные вызовы, брошенные со всех сторон. Наш клуб ставит цель сформулировать основы современной государственной идеологии. Но мы являемся представителями идей и концепций, альтернативных либеральным. История сама по себе является постоянным сражением, и сейчас эти сражения из области военной перемещаются в идеологическую сферу, а после двадцати лет господства либеральной модели Россия оказалась идеологически и политически беззащитной.

Первый доклад клуба был посвящен стратегии рывка, и он во многом был спровоцирован словами Путина о том, что России сейчас необходим такой же рывок, какой совершил СССР в 30-е годы, потому что если мы не совершим его хотя бы в области вооружения, то нас просто уничтожат. Но мы говорим об ином типе рывка, который связан с созданием оружия нового типа – идеологического, которое было бы способно переломить, обернуть вспять современный деградационный контекст. Свертывание свитка нашей истории связано в первую очередь с тем, что у людей отняли образ будущего, победы, идеологию прорыва. Мы хотим его вернуть и привлекаем к общим размышлениям над этим экспертов из крупных развитых городов страны – промышленных и интеллектуальных центров, каким является и Волгоград.

– Есть ли уже какой-то образ национальной идеи, которая может лечь в основу новой идеологии?

Национальные идеи создаются, конечно, не в клубах и не в лабораториях, там можно набросать лишь их эскизы. В сознании народа лежат некие глубинные коды, которые даже с течением времени не удалось забелить, разрушить. И эти коды можно попытаться расшифровать, посмотрев в глубины русского самосознания. Его носителем является и каждый отдельный человек, и все поколенческие пласты. Код государственного существования России – это, безусловно, код имперский. Россия просто не сможет существовать вне империи, потому что тогда она становится русским маршем, который потом наталкивается на татарский марш, а он в свою очередь на какие-нибудь другие марши, и все это кончается огромным крематорием.
Еще одна важная сторона русского самосознания – это упование на божественную справедливость, некую божественную правду. Поиск формулы райского бытия – как бы пафосно это сейчас не звучало – и есть задача русской культуры. Сейчас мы живем в обществе несправедливости и мучаемся от этого. После 91-го года мы умудрились создать одно из самых несправедливых обществ мира, поэтому оно крайне нежизнеспособно. Так мы и приходим к миссии русского народа – а русскому народу свойственно мессианство, – найти альтернативу, предложить другое устройство мира. Это наша сверхзадача.

– Кто же сейчас способен это сделать, какая часть общества?

Интеллигенция. Но это понятие нужно уточнять. С 1991 года то, что мы понимаем под русской интеллигенцией, тщательно затаптывалось. Была диктатура интеллигенции либералов. При этом когда слушаешь либералов, убеждаешься, что они способны говорить только о себе, они не понимают, что рядом с ними существуют русские писатели, русские философы. Есть множество носителей русских представлений, а они очень сложные и не ограничиваются моими имперскими представлениями или чьими-либо еще, их огромная гамма. Этот сложный мир оставался в последнее время бесхозным, ему предоставлялось гнить или обретать какие-то причудливые формы, как, скажем, республика Русь – это же экзотическая форма для русского сознания. Такой сумбур должен быть преодолен, должны быть созданы общие, глобальные концепции, которые объединят в себе представления локальных групп, одной из которых, например, является казачество.

– В создании новой идеологии большое значение конечно же имеет обращение к истории. Возможно, именно поэтому так часто предпринимаются попытки ее переписать? Речь идет не только об истории советского периода, но и о более ранних этапах.

История – это то, за что мы должны бороться, и то, что мы должны беречь. В свое время была отторгнута значительная территория и утерян большой культурный пласт. Нельзя отдавать советский символизм, советскую метафизику, потому что это часть общей исторической канвы. Вот, например, здесь, у вас, многое связано со Сталиным, Сталинградом, Сталинградской битвой – и это гигантское историческое достояние России, потому разбрасываться им все равно, что разбрасываться Сибирью. Для меня это место мистическое, оно связано с самим фактом моего существования на земле – ведь здесь в 1943 году на поле боя погиб мой отец. Но я уверен, что оно и само по себе сакральное. Здесь, можно сказать, проходит земная ось, здесь свершилось самое главное. Не в Берлине в 1945-м и не в разгроме немцев под Москвой, а именно здесь произошло потрясающее преображение всего мира, и России в том числе.

Похожие записи

Write a comment